Пятница, 29.03.2024, 17:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Регистрация
Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: М-62, Troll  
Форум » Мотоциклизм » Чертежи » Полезные статьи
Полезные статьи
DENTNTДата: Суббота, 15.08.2009, 09:17 | Сообщение # 1
0_0 хто тут?
Группа: Фантом
Сообщений: 845
Статус: Offline
Несколько слов о видах спицовки
-
Данный текст является значительно дополненным и переработанным переводом главы из книги «The Art Of

Wheelbuilding» известнейшего швейцарского веломеханика Герда Шренера (Gerd Schraner). Герд собирает и проектирует

колеса уже больше 45 лет для множества как MTB, так и трековых чемпионов мира, в настоящее время работает

техническим консультантом в DT SWISS. Вcя книга это небольшие заметки-параграфы, поскольку издание собиралось именно

на базе пометок Герда сделанных по ходу работы. Мы постарались сохранить структуру изложения придав нашим

дополнениям форму текста-оригинала. По мере возможности, мы использовали устоявшуюся в России терминологию, в случае

спорных названиях адаптировали зарубежный аналог. Все поправки приветствуются.
-
Рисунок спиц
Давайте договоримся: существует два принципиальных вида спицовки для собираемых руками колес: «солнцем», или

«радиальная» и «крестом». Все прочие названия («два»-«три»-«четыре» креста, «крученые спицы» (twisted spokes) и пр.)

являются лишь уточняющими итоговый рисунок термин. «Радиальная» предполагает что спица не имеет перекрещиваний с

другими на всем своем протяжении от фланца втулки до отверстия в ободе. При сборе колеса «крестом», соответственно,

спица пересекает собратьев от одного до четырех раз, в зависимости от того, какой метод избрал веломеханик.
-

-
Радиальная
Опытные веломеханики используют радиальный рисунок для сборки только передних колес под ободные тормоза. В отличие

от задних и колес под дисковых системы, они не испытывают лишней скручивающей (торсионной) нагрузки от дискового

тормоза и педалирования.
-
Но даже несмотря на это, переднее колесо с подобным рисунком испытывает чрезвычайно высокую нагрузку в вертикальном

(радиальном) направлении. Вдобавок, риск разрушения фланцев тем выше, чем больше количество спиц и соответственно

плотность рассверленных отверстий на втулке. 32 спицы являются рекомендуемым максимумом для такого рисунка.
-
Стоит помнить, что производители втулок не покрывают гарантией фланцы, разрушенные при использовании спицовки

«солнцем». Так, DT Swiss выпускает особую версию своих Onix и 240 серии именно под радиальный рисунок спицевания.
-
В радиальной спицовке не важно куда обращена головка спицы: внутрь или снаружи фланцев втулки. Современная мода

использует чаще всего такое положение, при котором клеймо на головке обращено к стороннему зрителю, все измерения

производятся от этого положения.
-
Преимущества радиальной спицовки незначительны, и самый заметный из плюсов, это отличный внешний вид. Исследования в

аэродинамической трубе не показывают каких-либо выдающихся результатов этого рисунка перед классической спицовкой

крестом — абсолютно все спицы, неважно под каким углом они подходят к ободу приносят одинаковое возмущение

воздушного потока тем сильнее, чем быстрее вращается колесо. Экономия веса (а при спицовке «солнцем» самые короткие

спицы) с использованием качественных спиц также может заинтересовать только техноманьяка
-

Собранные на заводе колеса из Hugi 240, DT Swiss спицы на Schwinn Homegrown Factory
-
Нарушение правил сборки, некорректное натяжение спиц, неправильный выбор втулок может привести к выходу из строя не

только новых колес из веломастерской, но даже колес поставляемых с велосипедом в базовой комплектации.
-
Крестовое спицевание
Тангенциальное (tangential) или крестом единственная возможность собрать колесо адекватно реагирующее на вращающее

или тормозящее усилие идущее от втулки. Чем больше угол между фланцами и спицей, тем правильней распределяется

нагрузка от езды или торможения между спицей, ободом и фланцем. В идеальном колесе прямая положенная через ось

втулки и спицевые отверстия подходит к спице под прямым углом. Даже под нагрузкой от педалирования и торможении

дисковым тормозом (сила происходящая в районе втулки) сам рисунок спицевания переводит возникающую деформацию на

растяжение спицы.
-

В идеальном колесе прямая положенная через ось втулки и спицевые отверстия подходит к спице под прямым

углом
-
Как обратный пример, радиально собранное колесо пытается адаптироваться к скручивающей (торсионной, силой пытающейся

«накрутить» спицы на втулку) силе что приводит к ИЗГИБАНИЮ, а не вертикальному РАСТЯГИВАНИЮ спицы, что и в итоге

либо разрушает фланцы, либо ослабляет ниппели спиц. И именно по этой причине радиальную спицовку НИКОГДА нельзя

использовать на дисковых и задних колесах, где есть мощная нагрузка от ВТУЛКИ.
-
Да, несмотря на эту научным образом доказанную и исследованную вдоль и поперек проблему существуют всем известные

производители, что используют радиальную спицовку на дисковых и задних заранее собранных колесах. Их колеса имеют

право на существование только при использовании вытянутого с V-образным профилем обода выдерживающего нестандартно

высокое натяжение спиц, предотвращающих самозакручивание.
-

При cпицовке в четыре креста спицы в большинстве случаев будут закрывать головку соседней

спицы.
-
«Три креста» самый проверенный временем и стабильный рисунок для 36 спиц как для переднего, так и для заднего

колеса, претендует на звание классического рисунка. При cпицовке в четыре креста спицы в большинстве случаев будут

закрывать головку соседней спицы.
-

-
В спицовке одним, двумя, тремя или четырьмя крестами уплотнение рисунка не только лучшим образом сказывается на

способности колеса поглощать вибрацию от дороги, но и дает немного больший зазор между переключателем и и спицами

правой стороны.
-
Смешанная Спицовка (Вороний след- Crow’s foot)
Вернувшийся из небытия узор совмещающий радиальную и спицовку крестом. Структура базируется на рисунке из трех спиц,

где центральная проходит к ободу как в радиальной спицовке, а боковые скрещиваются. Естественно, что такой рисунок

требует кратного трем сверления обода: 18, 24 и 36 спиц.
-

-
Нельзя сказать, что он совмещает в себе все достоинства и недостатки прародителей, но необычно выглядит и хорош при

использовании ободов с высоким профилем и аэроспицами.
-
Twisted Spokes (крученые спицы)
Один из самых необычных видов спицовки абсолютно бесполезен на дороге в отличие от классического крестового рисунка.

Тесты показывают крайне нестабильное поведение этого колеса. Сохраняя приемлемую торсионную устойчивость на уровне

классических радиально или крестом собранных колес, в вертикальной плоскости (радиально) такой рисунок демонстрирует

чрезмерно запоздалую реакцию на неожиданные и сильные вертикальные удары (выбоины на дороге) с «превосходным»

амортизирующим раскачиванием через некоторое время.

-
Однако, кручение спиц с его легким амортизирующим эффектом может применяться в триале, где такая способность может

кому-то показаться необходимой для лучшего контроля над велосипедом после сильной ударной нагрузки.
-
Крученые спицы не только не эстетичны и раздражают веломеханика, но и вносят изрядную лишнюю нагрузку на спицы,

фланцы и обод из-за сильного угла под которым они подходят к пистонам. Мне кажется, что любой серьезный веломеханик

попробовавший этот метод, должен присягнуть на отказ от повторения таких ошибок.
-
Конечно, молодые фанаты экстремальных видов спорта, и начинающие веломеханики продолжают пробовать данный вид

спицовки. Мой совет: оставьте их в покое и дайте возможность им сполна насладиться своим новым приобретением. Уж

лучше пусть крутят спицы, чем самокрутки с марихуаной.
-
Источник: The Art Of Wheelbuilding by Gerd Schraner
Фотографии: ©: DT Swiss, The Art Of Wheelbuilding, Мирон Купчик
Перевод, дополнения и адаптация: ©: Даниил Кузнецов для birota.ru

-
скопировано http://www.birota.ru/tech/techdocs/spokepatterns.php


 
Форум » Мотоциклизм » Чертежи » Полезные статьи
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright CondorCustoms © 2024