Несколько слов о видах спицовки
-
Данный текст является значительно дополненным и переработанным переводом главы из книги «The Art Of Wheelbuilding» известнейшего швейцарского веломеханика Герда Шренера (Gerd Schraner). Герд собирает и проектирует
колеса уже больше 45 лет для множества как MTB, так и трековых чемпионов мира, в настоящее время работает
техническим консультантом в DT SWISS. Вcя книга это небольшие заметки-параграфы, поскольку издание собиралось именно
на базе пометок Герда сделанных по ходу работы. Мы постарались сохранить структуру изложения придав нашим
дополнениям форму текста-оригинала. По мере возможности, мы использовали устоявшуюся в России терминологию, в случае
спорных названиях адаптировали зарубежный аналог. Все поправки приветствуются.
-
Рисунок спиц
Давайте договоримся: существует два принципиальных вида спицовки для собираемых руками колес: «солнцем», или «радиальная» и «крестом». Все прочие названия («два»-«три»-«четыре» креста, «крученые спицы» (twisted spokes) и пр.)
являются лишь уточняющими итоговый рисунок термин. «Радиальная» предполагает что спица не имеет перекрещиваний с
другими на всем своем протяжении от фланца втулки до отверстия в ободе. При сборе колеса «крестом», соответственно,
спица пересекает собратьев от одного до четырех раз, в зависимости от того, какой метод избрал веломеханик.
-
-
Радиальная
Опытные веломеханики используют радиальный рисунок для сборки только передних колес под ободные тормоза. В отличие
от задних и колес под дисковых системы, они не испытывают лишней скручивающей (торсионной) нагрузки от дискового
тормоза и педалирования.
-
Но даже несмотря на это, переднее колесо с подобным рисунком испытывает чрезвычайно высокую нагрузку в вертикальном
(радиальном) направлении. Вдобавок, риск разрушения фланцев тем выше, чем больше количество спиц и соответственно
плотность рассверленных отверстий на втулке. 32 спицы являются рекомендуемым максимумом для такого рисунка.
-
Стоит помнить, что производители втулок не покрывают гарантией фланцы, разрушенные при использовании спицовки
«солнцем». Так, DT Swiss выпускает особую версию своих Onix и 240 серии именно под радиальный рисунок спицевания.
-
В радиальной спицовке не важно куда обращена головка спицы: внутрь или снаружи фланцев втулки. Современная мода
использует чаще всего такое положение, при котором клеймо на головке обращено к стороннему зрителю, все измерения
производятся от этого положения.
-
Преимущества радиальной спицовки незначительны, и самый заметный из плюсов, это отличный внешний вид. Исследования в
аэродинамической трубе не показывают каких-либо выдающихся результатов этого рисунка перед классической спицовкой
крестом — абсолютно все спицы, неважно под каким углом они подходят к ободу приносят одинаковое возмущение
воздушного потока тем сильнее, чем быстрее вращается колесо. Экономия веса (а при спицовке «солнцем» самые короткие
спицы) с использованием качественных спиц также может заинтересовать только техноманьяка
-
Собранные на заводе колеса из Hugi 240, DT Swiss спицы на Schwinn Homegrown Factory
-
Нарушение правил сборки, некорректное натяжение спиц, неправильный выбор втулок может привести к выходу из строя не
только новых колес из веломастерской, но даже колес поставляемых с велосипедом в базовой комплектации.
-
Крестовое спицевание
Тангенциальное (tangential) или крестом единственная возможность собрать колесо адекватно реагирующее на вращающее
или тормозящее усилие идущее от втулки. Чем больше угол между фланцами и спицей, тем правильней распределяется
нагрузка от езды или торможения между спицей, ободом и фланцем. В идеальном колесе прямая положенная через ось
втулки и спицевые отверстия подходит к спице под прямым углом. Даже под нагрузкой от педалирования и торможении
дисковым тормозом (сила происходящая в районе втулки) сам рисунок спицевания переводит возникающую деформацию на
растяжение спицы.
-
В идеальном колесе прямая положенная через ось втулки и спицевые отверстия подходит к спице под прямым углом
-
Как обратный пример, радиально собранное колесо пытается адаптироваться к скручивающей (торсионной, силой пытающейся
«накрутить» спицы на втулку) силе что приводит к ИЗГИБАНИЮ, а не вертикальному РАСТЯГИВАНИЮ спицы, что и в итоге
либо разрушает фланцы, либо ослабляет ниппели спиц. И именно по этой причине радиальную спицовку НИКОГДА нельзя
использовать на дисковых и задних колесах, где есть мощная нагрузка от ВТУЛКИ.
-
Да, несмотря на эту научным образом доказанную и исследованную вдоль и поперек проблему существуют всем известные
производители, что используют радиальную спицовку на дисковых и задних заранее собранных колесах. Их колеса имеют
право на существование только при использовании вытянутого с V-образным профилем обода выдерживающего нестандартно
высокое натяжение спиц, предотвращающих самозакручивание.
-
При cпицовке в четыре креста спицы в большинстве случаев будут закрывать головку соседней спицы.
-
«Три креста» самый проверенный временем и стабильный рисунок для 36 спиц как для переднего, так и для заднего
колеса, претендует на звание классического рисунка. При cпицовке в четыре креста спицы в большинстве случаев будут
закрывать головку соседней спицы.
-
-
В спицовке одним, двумя, тремя или четырьмя крестами уплотнение рисунка не только лучшим образом сказывается на
способности колеса поглощать вибрацию от дороги, но и дает немного больший зазор между переключателем и и спицами
правой стороны.
-
Смешанная Спицовка (Вороний след- Crow’s foot)
Вернувшийся из небытия узор совмещающий радиальную и спицовку крестом. Структура базируется на рисунке из трех спиц,
где центральная проходит к ободу как в радиальной спицовке, а боковые скрещиваются. Естественно, что такой рисунок
требует кратного трем сверления обода: 18, 24 и 36 спиц.
-
-
Нельзя сказать, что он совмещает в себе все достоинства и недостатки прародителей, но необычно выглядит и хорош при
использовании ободов с высоким профилем и аэроспицами.
-
Twisted Spokes (крученые спицы)
Один из самых необычных видов спицовки абсолютно бесполезен на дороге в отличие от классического крестового рисунка.
Тесты показывают крайне нестабильное поведение этого колеса. Сохраняя приемлемую торсионную устойчивость на уровне
классических радиально или крестом собранных колес, в вертикальной плоскости (радиально) такой рисунок демонстрирует
чрезмерно запоздалую реакцию на неожиданные и сильные вертикальные удары (выбоины на дороге) с «превосходным»
амортизирующим раскачиванием через некоторое время.
-
Однако, кручение спиц с его легким амортизирующим эффектом может применяться в триале, где такая способность может
кому-то показаться необходимой для лучшего контроля над велосипедом после сильной ударной нагрузки.
-
Крученые спицы не только не эстетичны и раздражают веломеханика, но и вносят изрядную лишнюю нагрузку на спицы,
фланцы и обод из-за сильного угла под которым они подходят к пистонам. Мне кажется, что любой серьезный веломеханик
попробовавший этот метод, должен присягнуть на отказ от повторения таких ошибок.
-
Конечно, молодые фанаты экстремальных видов спорта, и начинающие веломеханики продолжают пробовать данный вид
спицовки. Мой совет: оставьте их в покое и дайте возможность им сполна насладиться своим новым приобретением. Уж
лучше пусть крутят спицы, чем самокрутки с марихуаной.
-
Источник: The Art Of Wheelbuilding by Gerd Schraner
Фотографии: ©: DT Swiss, The Art Of Wheelbuilding, Мирон Купчик
Перевод, дополнения и адаптация: ©: Даниил Кузнецов для birota.ru
-
скопировано http://www.birota.ru/tech/techdocs/spokepatterns.php